Новые правила оформления недвижимости: что важно знать в 2025 году?

Время на прочтение: 10 минут
15 мая 2025
Услуги в сфере сделок с недвижимостью сейчас пользуются бешеным спросом. На этом рынке всё больше денег. Поэтому законодатель стремится ускорить процессы для участников и внедряет новые технологии.

Узнайте что нового здесь появилось!

Важное для юрлиц: документы на недвижимость — только через электронные сервисы

С марта 2025 года организации обязаны подавать документы на кадастровый учёт и регистрацию прав собственности только в электронном виде. Это касается всех объектов недвижимости.

Исключение предусмотрено для сделок, где одной из сторон сделки выступает гражданин. В этом случае документы можно подать на бумаге. Однако это исключение не распространяется на договоры долевого участия в строительстве (ДДУ) — они всегда оформляются только онлайн. Кроме того, теперь регистрация ДДУ — это обязанность застройщика, а не просто «жест доброй воли», как было раньше.

Вместе с тем, если нет технической возможности подать документы онлайн (например, нет нужного оборудования или доступа в интернет), юрлицу могут разрешить сделать это на бумаге — но только в исключительных случаях.

Вы в любой момент можете проконсультироваться у нашего юриста на этот счёт!

Забросил участок — потеряешь

С 1 марта 2025 года заработал закон, обязывающий новоиспечённых владельцев земельных наделов начать их использовать (обслуживать) в течение трёх лет с момента получения в собственность.

Что считается использованием земли?

  • Уход за участком (прополка, осушение).
  • Снос или ремонт старых построек.
  • Подключение коммуникаций (электричества и т.п.).
  • Иные действия, подтверждающие, что земля используется по назначению.

Игнорирование требований нового закона обойдется нерадивым собственникам-гражданам заброшенных участков в 20–50 тыс. руб. административного штрафа. Для юрлиц последствия ещё существенней — 400–700 тыс. руб. А если собственник не реагирует, то участок могут вообще изъять.
Новые правила касаются не только тех, кто только что приобрёл землю, но и всех, кто уже давно владеет участком. Для таких владельцев отсчёт трёх лет начался с 1 марта 2025 года. У них есть время привести участок в порядок, чтобы избежать последствий.
Кроме того, по закону №639-ФЗ от 29.12.2022, начиная с 2025 года невостребованные земельные участки будут по умолчанию переходить во владение муниципалитета. Да-да, без суда и следствия. Под невостребованными понимаются и участки, и доли в праве на землю, если собственник ими не занимается и не проявляет интереса.

Поэтому если у вас есть земля — убедитесь, что она используется или у вас хотя бы задокументированы действия, свидетельствующие об этом. Закон даёт время, но не прощает бездействие.

Не знаете что делать? Проконсультируйтесь с нашим юристом!

«Земля просто»: как оформить участок без лишней бюрократии

Законодатель ужесточил порядок эксплуатации земельных участков. Но добавил «пряник» — упростил процедуру оформления земли для граждан. Теперь это можно сделать быстрее и проще с помощью онлайн-сервиса «Земля просто».

Для чего создан сервис?

Предполагается, что гражданам не придётся тратиться на кадастровых инженеров. Теперь они могут своими силами подготовить схему расположения земельного участка и подать необходимые документы в электронном виде. Это особенно важно, так как по закону участок должен быть отображён в ЕГРН с точным указанием границ.

Сервис поможет сократить сроки оформления, снизить вероятность ошибок и упростит для граждан доступ к земельным ресурсам.

Что можно сделать через «Земля просто»?

  • Подобрать участок из государственной или муниципальной собственности для оформления.
  • Сформировать схему участка под строительство дома.
  • Получить информацию об изменениях объекта недвижимости.
  • Предприимчивые граждане смогут найти участки, которые можно использовать, например, для развития туризма или бизнеса.
Пока сервис работает на этапе формирования участков, находящихся в собственности государства или муниципалитета. Но даже на этом этапе он уже даёт возможность многим гражданам реализовать планы по строительству, предпринимательству и развитию инфраструктуры.
Непонятно как пользоваться сервисом «Земля просто»? Напишите нам!

Недвижимость на участке — сначала регистрация, потом сделка

С 2025 года вступили в силу новые правила: теперь перед тем, как совершить сделку с землёй (например, продать или подарить), на которой находится здание или строящийся объект, нужно обязательно поставить и участок, и объект на кадастровый учёт, а также зарегистрировать право собственности на них.

Это касается даже незавершённого строительства — регистрацию нужно провести сразу после завершения работ.

Такая мера поможет избежать в будущем споров между соседями и обеспечит точность информации в реестре недвижимости.

Строительство частного дома с эскроу-счётом

С 2025 года граждане могут построить на своём участке жилой дом по договору подряда с использованием эскроу-счётов, которые уже давно применяются при покупке квартир по ДДУ.

Как это работает:

  • Гражданин заключает договор с подрядчиком, а деньги за строительство переводит на специальный эскроу-счёт в банке.
  • Подрядчик строит дом за свои или привлечённые средства.
  • Деньги подрядчик не получит до тех пор, пока заказчик не регистрирует дом в собственность.
  • Средства на эскроу-счёте застрахованы на 100%, но не более 10 млн руб.
  • Заказчикам будут доступны типовые проекты домов, из которых можно выбрать подходящий вариант.

Такая схема защищает граждан от недобросовестных подрядчиков, которые могут бросить стройку или сдать некачественный дом.

Работать по этой схеме могут лишь аккредитированные подрядчики, внесённые в специальный реестр на портале Строим.дом.рф. Чтобы попасть в этот перечень, компании проходят проверку на соответствие ряду требований.

Мы предлагаем помощь под ключ в этом вопросе. Проконсультируйтесь сейчас!

Оформить недвижимость и сделки с нею стало дороже

С января 2025 года изменились правила и расценки на государственные услуги, связанные с оформлением и регистрацией недвижимости. Государство увеличило госпошлины и расширило список действий, за которые теперь нужно платить.

Теперь нужно уплатить госпошлину как за регистрацию права собственности, так и за постановку на кадастровый учёт, а также за изменение характеристик объекта (например, площади или данных владельца).

Актуальные расценки на некоторые процедуры:

  • Услуга кадастрового учёта обойдётся гражданам в 2000 руб.
  • Регистрация права собственности на здания, строения и сооружения для граждан от 4000 руб., а для юрлиц — от 44000 руб.
  • Регистрация права на земельный участок (например, для ЛПХ, садоводства, строительства дома или гаража) гражданам обойдётся в 700 руб.
  • Внесение изменений в ЕГРН (например, обременения, ограничения и т.д.) — также 700 руб.

Кроме того, впервые за восемь лет была повышена стоимость получения сведений из ЕГРН. Например, такса за бумажную выписку об объекте недвижимости выросла в 2 раза, теперь гражданам придется выложить за нее 1740 руб., а юрлицам — 5100 руб.

Хотите быстро — платите больше

Минимальный срок регистрации с 2025 года может составить всего один день, но за ускоренную процедуру придётся раскошелиться пошлина взимается в двойном размере.

Приостановку регистрации недвижимости можно будет обжаловать без суда

Со следующего года вступит в силу новый порядок обжалования решений о приостановке государственной регистрации прав на недвижимость. Для этого не придётся просиживать часами в судах, достаточно подать жалобу в специальную апелляционную комиссию при Росреестре.

Ранее такой порядок действовал только в отношении кадастрового учёта. Теперь апелляционные комиссии будут также разрешать вопросы о порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для обжалования решения у собственника есть 15 рабочих дней с момента получения уведомления о приостановке.

Подать жалобу можно будет


Отметим, что учтивый законодатель позаботился о доступности процедуры: заседания комиссии могут проводиться как очно, так и дистанционно в онлайн-формате, если у участников не будет возможности появиться на слушания лично.

Новый порядок позволяет гражданам и организациям быстрее и проще оспаривать решения о приостановке регистрации прав на недвижимость, снижая нагрузку на судебную систему и ускоряя процесс восстановления нарушенных прав. Но чтобы грамотно воспользоваться своими правам по обжалованию приостановки регистрационных действий, а также, чтобы избежать отказа в удовлетворении заявленных требований, рекомендуем вам прибегнуть к помощи наших специалистов.

Кроме того, наши специалисты проверят, в порядке ли ваши документы на недвижимость, а при необходимости определят порядок регистрации права собственности и размер подлежащей уплате государственной пошлины, а также не дадут регистраторам попрать ваши права.

Напишите нам прямо сейчас!
Проконсультируйтесь у Евгении Наумовой

Отзывы наших клиентов

Статьи по теме