В каких случаях вам поможет финансовый омбудсмен?

Время на прочтение: 7 минут
12 марта 2023
Узнайте кто такой финансовый омбудсмен и чем он вам поможет!

С 2018 года в России официально заработала Служба финансового уполномоченного. Её создали, чтобы было проще разбираться между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями — страховыми компаниями, банками, микрофинансовыми организациями.

Институт финансового омбудсмена призван разгрузить судебную систему, поэтому перед обращением в суд с иском, нужно урегулировать проблему на досудебном этапе с помощью финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный или омбудсмен — это независимое должностное лицо. Он решает денежные споры только между гражданами и финансовыми организациями в досудебном порядке.

Споры между компаниями и индивидуальными предпринимателями финансовый омбудсмен не рассматривает.
Финансовый омбудсмен не рассматривает споры между компаниями и индивидуальными предпринимателями.
У вас есть вопрос, на который вы не нашли ответа?

Мы — юристы по взысканию задолженности, напишите нам для бесплатной консультации:

Каких организаций касается обязательное досудебное урегулирование через финансового уполномоченного?

Финансовые организации присоединяли к системе Службы финансового уполномоченного постепенно. Сейчас досудебному урегулированию через финансового омбудсмена подлежат споры граждан:

  • Со всеми страховыми организациями (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование (ОМС)).
  • С микрофинансовыми организациями (МФО).
  • С кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

Список всех организаций, к которым предъявлять претензии нужно через финансового омбудсмена, размещён на сайте Банка России.

Там же можно найти список тех организаций, которые решили сотрудничать с финансовым уполномоченным добровольно.

При каких условиях финансовый омбудсмен будет рассматривать ваше обращение?

1. Споры должны касаться именно денег или имущества.

Через омбудсмена можно взыскать только прямые убытки. Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды через него вы не получите.

Например, если страховая компания не выплачивает страховку, идите к омбудсмену.

А если компания отказывается оформлять полис ОСАГО или в банке навязали ненужную услугу, то подавайте жалобу в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

2. Сумма требований к финансовой организации не превышает 500 тыс. рублей.

За исключением споров, связанных с ОСАГО, — такие споры омбудсмен рассматривает независимо от суммы.
Если сумма требований к финансовой организации (кроме ОСАГО) свыше 500 тысяч – обращайтесь сразу в суд.
3. Заявления омбудсмену нужно подавать не позднее 3-х лет со дня нарушения права потребителя финансовых услуг.

Если срок подачи обращения пропущен по уважительным причинам, которые подтверждены документами (например, болезнь), то заявление о восстановлении срока подачи обращения нужно отправить вместе с жалобой.

4. По спору ещё не вынесено решение суда.

Если ваш спор уже был рассмотрен в суде и по нему было принято судебное решение, то финансовый уполномоченный не рассматривает такой спор и не может отменить решение суда.

5. Перед обращением к финансовому омбудсмену потребитель обязан направить претензию или обращение в финансовую организацию.

Это обязательный пункт порядка обращения потребителей к финомбудсмену — только после получения или неполучения в установленный срок ответа от финансовой организации гражданин может обратиться к омбудсмену.

Для финансовых организаций установлены следующие сроки, в которые она обязана рассмотреть и дать мотивированный ответ потребителю:

  • 15 рабочих дней со дня получения заявления потребителя, если оно направлено в электронном виде, в стандартной форме, и если со дня нарушения прав потребителя прошло не более 180 дней.
  • 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях (направили обычным письмом, в свободной форме и по истечении 180 дней).

У вас остались вопросы? Проконсультируйтесь с нашим юристом. Это бесплатно:

Сроки рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребителей

  • 15 рабочих дней в случае направления обращения самим потребителем финансовых услуг.
  • 30 рабочих дней в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (например, автоюристом).

Сколько стоят услуги финансового уполномоченного?

Для потребителей обращение к финансовому уполномоченному бесплатно!

За каждое обращение к омбудсмену платит финансовая организация — причем, независимо от принятого омбудсменом решения — в пользу потребителя или в пользу финансовой организации.

Так система должна мотивировать финансовые организации решать вопросы с потребителями до их обращения в Службу финансового уполномоченного.

Существует одно исключение — если обращение подано через лиц, которым уступлено право требования (например, автоюристы), то услуги омбудсмена будут стоить 15 тыс. рублей.

Специалисты нашего Юридического центра могут вас проконсультировать по финансовым спорам и составить грамотное обращение в любую инстанцию.
Проконсультируйтесь у Златы Вълчевой
  • Юрист ООО «Юридический центр: право и консалтинг».
  • Более 10 лет юридической практики и представительства интересов клиентов в суде.
  • Эксперт в области банкротства юридических и физических лиц.
  • Специалист по защите прав потребителей, в т. ч. прав дольщиков по договорам долевого участия в строительс.тве

Отзывы наших клиентов

Статьи по теме