Когда нужна претензия и как правильно её написать?

Время на прочтение: 5 минут
14 октября 2022
Узнайте что обязательно должно быть в претензии и как правильно её направить!

Претензия — это письменные требования лица, недовольного тем, что вторая сторона не исполняет свои обязательства по договору.

Претензия нужна, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Если не направить нарушителю договора претензию, суд в большинстве случаев не примет ваш иск. И всё равно отправит вас сначала решать спор в досудебном порядке.

Пишете претензию? Проконсультируйтесь с нашим юристом. Это бесплатно!

Когда претензия нужна вам обязательно?

В законе есть около 30 категорий споров, по которым обязательно направлять претензии:

  • Споры о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов по налогам с физических лиц.
  • Споры при изменении, расторжении договоров. В т.ч., споры при расторжении договора аренды.
  • Споры при расторжении договора найма, о выселении.
  • Споры о защите прав потребителей финансовых услуг.
  • Споры о выплатах по договору ОСАГО.
  • Споры, связанные с назначением обеспечения по страхованию.
  • Споры, вытекающие из авиаперевозок, ж/д перевозок груза, перевозок пассажиров.
  • Споры о качестве туристского продукта.

Даже когда направление претензии не обязательно — например, в большинстве споров по защите прав потребителей, — направление претензии позволит решить вопрос до суда. А ваши чётко сформулированные претензии к продавцу или исполнителю помогут ускорить его решение. Будет понятна дата возникновения претензии.

Как правильно составить претензию? Что там обязательно должно быть?

Претензия составляется в свободной форме, однако, в любой претензии должно быть:

  • Кому и от кого направлена претензия.
  • Суть проблемы с указанием нарушений, со ссылками на нарушенные пункты договора, нормативные акты, законы.
  • Требования, которые вы предъявляете: заменить товар, вернуть деньги, выплатить неустойку и тому подобное.
  • Последствия, которые наступят при неисполнении данных требований: обращение в суд, взыскание штрафа, неустойки, судебных расходов.
  • Дата и подпись.
  • Перечень документов, прилагаемых к претензии (если они есть).

У вас остались вопросы? Проконсультируйтесь с нашим юристом. Это бесплатно:

Как правильно направить претензию?

Соблюдайте правила направлений претензий, если хотите выиграть спор в суде. Потому, что суд не примет ваш иск, если вы не докажете, что направляли претензию в досудебном порядке.

Направьте претензию почтой ценным письмом с описью вложений. Сохраните почтовую квитанцию и ваш экземпляр описи. Это доказательства того, что вы действительно направили претензию, с датой когда это произошло.

Договором или обычаями делового оборота могут быть предусмотрены и другие способы направления претензии. Например, по электронной почте. А в торговле претензию можно подать в магазин, где вы купили товар. В этом случае попросите поставить отметку, что вашу претензию приняли. Попросите указать дату и полномочия человека, который принял претензию.

Что делать, если на претензию не отвечают?

Без письменной претензии нарушившая обязательства сторона часто затягивает сроки исправления недостатков и кормит «завтраками». Даже когда направление претензии не обязательно! Зато после грамотно сформулированной и направленной письменной «угрозы» обращения в суд все вопросы решаются как по волшебству.

Так было с нашей клиенткой Ольгой.
По общему правилу срок ответа на претензию 30 дней.
Если нарушившая свои обязательства сторона не отвечает на претензию или ответ вас не удовлетворяет, то можно подать иск в суд.

Проконсультируйтесь с нашим юристом как это сделать. Это бесплатно:

Специальный досудебный порядок по спорам с финансовыми и страховыми организациями

Существует особый досудебный порядок по разрешению споров потребителей финансовых и страховых услуг.

Если после направления письменной претензии в финансовую или страховую организацию вам не поступил в срок ответ или ответ вас не устроил, то перед обращением в суд вы должны обратиться к Финансовому омбудсмену. Порядок обращения и необходимые для этого документы указаны на сайте https://finombudsman.ru/.

Финансовый уполномоченный поможет разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми и страховыми организациями. Это позволит избежать суда. Если же и Финансовый уполномоченный не решит ваш спор, то только тогда можно обращаться в суд.
Проконсультируйтесь у Ксении Дорониной
  • Юрист ООО «Юридический центр: право и консалтинг».
  • Специалист в области права и судебной экспертизы.
  • Окончила НИУ БелГУ по специальности «судебная экспертиза».
  • Студентка магистерской программы по юриспруденции.

Отзывы наших клиентов

Статьи по теме