Когда нужна претензия и как правильно её написать?

Время на прочтение: 5 минут
14 октября 2022
Узнайте что обязательно должно быть в претензии и как правильно её направить!

Претензия — это письменные требования лица, недовольного тем, что вторая сторона не исполняет свои обязательства по договору.

Претензия нужна, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Если не направить нарушителю договора претензию, суд в большинстве случаев не примет ваш иск. И всё равно отправит вас сначала решать спор в досудебном порядке.

Пишете претензию? Проконсультируйтесь с нашим юристом!

Когда претензия нужна вам обязательно?

В законе есть около 30 категорий споров, по которым обязательно направлять претензии:

  • Споры о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов по налогам с физических лиц.
  • Споры при изменении, расторжении договоров. В т.ч., споры при расторжении договора аренды.
  • Споры при расторжении договора найма, о выселении.
  • Споры о защите прав потребителей финансовых услуг.
  • Споры о выплатах по договору ОСАГО.
  • Споры, связанные с назначением обеспечения по страхованию.
  • Споры, вытекающие из авиаперевозок, ж/д перевозок груза, перевозок пассажиров.
  • Споры о качестве туристского продукта.

Даже когда направление претензии не обязательно — например, в большинстве споров по защите прав потребителей, — направление претензии позволит решить вопрос до суда. А ваши чётко сформулированные претензии к продавцу или исполнителю помогут ускорить его решение. Будет понятна дата возникновения претензии.

Не нашли свою категорию? Проконсультируйтесь с нашим юристом!

Как правильно составить претензию? Что там обязательно должно быть?

Претензия составляется в свободной форме, однако, в любой претензии должно быть:

  • Кому и от кого направлена претензия.
  • Суть проблемы с указанием нарушений, со ссылками на нарушенные пункты договора, нормативные акты, законы.
  • Требования, которые вы предъявляете: заменить товар, вернуть деньги, выплатить неустойку и тому подобное.
  • Последствия, которые наступят при неисполнении данных требований: обращение в суд, взыскание штрафа, неустойки, судебных расходов.
  • Дата и подпись.
  • Перечень документов, прилагаемых к претензии (если они есть).

У вас остались вопросы по содержанию претензии? Проконсультируйтесь с нашим юристом!

Как правильно направить претензию?

Соблюдайте правила направлений претензий, если хотите выиграть спор в суде. Потому, что суд не примет ваш иск, если вы не докажете, что направляли претензию в досудебном порядке.

Направьте претензию почтой ценным письмом с описью вложений. Сохраните почтовую квитанцию и ваш экземпляр описи. Это доказательства того, что вы действительно направили претензию, с датой когда это произошло.

Договором или обычаями делового оборота могут быть предусмотрены и другие способы направления претензии. Например, по электронной почте. А в торговле претензию можно подать в магазин, где вы купили товар. В этом случае попросите поставить отметку, что вашу претензию приняли. Попросите указать дату и полномочия человека, который принял претензию.

Сомневаетесь. как направить претензию? Напишите нашему юристу для консультации!

Что делать, если на претензию не отвечают?

Без письменной претензии нарушившая обязательства сторона часто затягивает сроки исправления недостатков и кормит «завтраками». Даже когда направление претензии не обязательно! Зато после грамотно сформулированной и направленной письменной «угрозы» обращения в суд все вопросы решаются как по волшебству. Так было с нашей клиенткой Ольгой.
По общему правилу срок ответа на претензию 30 дней.
Если нарушившая свои обязательства сторона не отвечает на претензию или ответ вас не удовлетворяет, то можно подать иск в суд.

Проконсультируйтесь с нашим юристом как это сделать!

Специальный досудебный порядок по спорам с финансовыми и страховыми организациями

Существует особый досудебный порядок по разрешению споров потребителей финансовых и страховых услуг.

Если после направления письменной претензии в финансовую или страховую организацию вам не поступил в срок ответ или ответ вас не устроил, то перед обращением в суд вы должны обратиться к Финансовому омбудсмену. Порядок обращения и необходимые для этого документы указаны на сайте https://finombudsman.ru/.

Финансовый уполномоченный поможет разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми и страховыми организациями. Это позволит избежать суда. Если же и Финансовый уполномоченный не решит ваш спор, то только тогда можно обращаться в суд.

Напишите нашему юристу прямо сейчас!
Проконсультируйтесь у Ксении Дорониной
  • Юрист ООО «Юридический центр: право и консалтинг».
  • Специалист в области права и судебной экспертизы.
  • Окончила НИУ БелГУ по специальности «судебная экспертиза».
  • Студентка магистерской программы по юриспруденции.

Отзывы наших клиентов

Статьи по теме