В 2015 году супруги Пугачёвы (Дарья и Николай) взяли кредит под залог квартиры в Краснодарском крае. В 2017 году Николай Пугачёв был признан банкротом. А в 2018 году по заявлению его супруги «ипотечную» квартиру исключили из конкурсной массы как единственное жильё в связи с оплатой остатка долга супругой Пугачёва. Квартиру супруга сохранила.
Финансовый управляющий обратился в суд заявлением о признании недействительной сделкой погашение супругой ипотеки — в связи с предпочтительным удовлетворением требований Банка.
Суды трех инстанций поддержали требование финансового управляющего (дело №А32-41264/2017) и с квартирой пришлось бы попрощаться.
Однако
Верховный Суд РФ отменил эти решения и указал, что у Пугачёвой будет шанс оставить единственное жильё в неприкосновенности, если она докажет происхождение денежных средств (получение в дар и т.д.), за счёт которых ипотека была погашена.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что вопрос об источнике денежных средств, направленных на погашение кредита, имеет ключевое значение для правильного разрешения спора. Так как от него зависит возможность квалификации сделки как совершённой за счёт должника-банкрота.
При новом рассмотрении дела в суде супруга доказала, что денежные средства, за счёт которых была погашена оставшаяся часть ипотеки, являлись её личной собственностью (были получены ею в дар от родителей). Супруга также являлась созаёмщиком по кредиту, то есть сделку по погашению обязательств она совершала от своего имени, а не за своего мужа. В связи с этим ипотечное жильё она сохранила.
Таким образом, процедура банкротства супруга не является безусловным основанием того, что ваше имущество тоже будет изъято в счет погашения долгов.
Чтобы не оказаться беззащитным в трудной ситуации,
проконсультируйтесь с грамотными юристами, которые знают все тонкости процедуры банкротства.